Воскресенье, 16 июня
Рига +26°
Таллинн +26°
Вильнюс +25°
kontekst.lv
arrow_right_alt В мире

Не стоит ехать в Беларусь. Kontekst.lv рассказывает, как беларусов заманивают на родину, чтобы арестовать

© Openart.ai

Об опасности поездок в Беларусь твердят и латвийские чиновники, и беларусские правозащитники, но люди продолжают туда ездить. Тем временем, среди политзаключённых в Беларуси есть как минимум двое латвийцев.

За прошлый год, по данным правозащитников, не менее 207 человек были задержаны по политически мотивированным делам после того, как приехали в Беларусь. Среди них - не только граждане Беларуси, но также поляки, литовцы и россияне. Причины ехать туда у них были разные - кто-то возвращался домой жить, кто-то ехал к родственникам погостить на праздники, кто-то хотел решить вопросы, связанные с имуществом, а кто-то просто думал, что отдых в Беларуси в 2023 году - это хорошая идея. А вот итог у всех один - задержание.

Хотели к родным, а оказались в тюрьме

Большинству задержанных повезло, и они обошлись административными статьями, но как минимум против 18 человек были возбуждены уголовные дела. Минимум 12 из них в итоге отправились в колонию, остальных же приговорили к ограничению свободы с направлением или без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Одной из тех, кого отправили в колонию, стала 29-летняя активистка Александра Каско. В 2020 году она участвовала в протестах, после чего, по словам друзей, её около 10 раз задерживали. Из поликлиники её уволили, давление со стороны силовиков не ослабевало, и в 2021 году Александра уехала в Польшу. Спустя два года она решила ненадолго приехать в Беларусь - одной подруге сказала, что едет решать вопросы с документами, а другой - что очень хочет встретить 30-летие с семьёй.

Фото из личного архива героини

Правда, до празднования дело не дошло, потому что на следующий же день после пересечения границы её задержали. Сначала это была административная статья и арест на 10 суток, но после него она так и не вышла, а против неё возбудили уголовное дело. По сути её обвинили в том, что она давала интервью независимым СМИ, писала о политике в социальных сетях и модерировала группу в телеграме, которую признали экстремистской. Всего Александре было предъявлено обвинение по восьми статьям уголовного кодекса, её осудили на 10 лет лишения свободы. КГБ внёс её в списки «экстремистов» и «террористов».

Алексей Резников в 2022 году приехал из-за границы навестить маму, которая тяжело болела. За посты и репосты в социальных сетях его задержали силовики, и всего спустя три дня после ареста сына и серии жёстких обысков мама умерла. Родных у Алексея не осталось, его приговорили к четырём с половиной годам лишения свободы, внесли в экстремистский и террористический списки.

В том же 2022 году на похороны отца в Беларусь поехал из Риги Илья Войтехович. Но добраться до похорон ему не удалось - силовики задержали мужчину якобы за антигосударственную деятельность прямо на границе. Суд приговорил его к двум годам колонии. По идее, Илья должен был уже выйти из тюрьмы, отсидев весь срок, но так ли это, нам неизвестно.

Комиссия по возвращению

Чтобы таких репрессий было больше, власти в Беларуси придумывают разные уловки - сначала они создали так называемую комиссию по возвращению, куда могут обратиться те, кто хочет вернуться домой, но опасается преследования. В комиссию можно, по сути, донести на самих себя и спросить, что вам за это будет в Беларуси.

Предсказуемо эта идея провалилась - по словам генпрокурора Андрея Шведа, за год работы комиссии в неё обратились 150 человек, только 37 из них заполнили заявку соответственно требованиям, и лишь «около 10 человек» вернулись в Беларусь. Устроить массовые аресты с помощью комиссии не получилось, но правозащитники говорят, что минимум троих граждан Беларуси власти обманули и задержали, хоть изначально обещали, что возвращаться им безопасно.

Татьяна Курилина не обращалась непосредственно в комиссию, но, по словам пропагандистов, она вернулась в Беларусь в рамках программы «Дорога домой». Правда, это оказалась дорога в тюрьму. Татьяна долгое время администрировала несколько протестных чатов в телеграме, и однажды ей написал незнакомец, представившийся бывшим силовиком с обширными связями. Их общение быстро стало романтическим, и мужчина стал звать активистку вернуться в Беларусь, убеждая, что ей там ничего не угрожает. Она поверила ему, но всё же перед отъездом в Беларусь отказалась от права администрирования чатов. Это Татьяну не спасло - её обвинили по 12 статьям уголовного кодекса и приговорили к 4 с половиной годам колонии.

А вот Игорь Немирович писал именно в комиссию по возвращению, но не стал дожидаться ответа и просто вернулся в Беларусь, что выглядит очень опрометчиво с учётом его прошлого. Впервые мужчину задержали весной 2022 года и отправили под домашний арест, с которого ему удалось сбежать. Спустя год жизни за границей он обратился в комиссию по возвращению и поехал в Беларусь, не дождавшись ответа. Позже власти не признали сам факт обращения «безусловным основанием для вывода о его раскаянии», Игоря поместили под стражу и осудили на один год колонии.

Фото из личного архива героя

Несмотря на возвращение через комиссию, под следствием оказалась и Татьяна Соболь. В декабре 2023 года пропагандисты показали «интервью», в котором она очевидно под давлением рассказала, как плохо ей было за границей и как она, «поддавшись влиянию», участвовала в протестах в 2020 году. Точной информации о её дальнейшей судьбе у нас нет. Последнее, что известно - её обвиняли в участии в протестах, но суда она дожидалась дома, а не в СИЗО.

Указ о паспортах

Когда стало ясно, что беларусы не особо спешат доносить на самих себя, Лукашенко придумал новый способ, как заставить людей ехать в Беларусь. В сентябре 2023 года он подписал указ, который запрещает гражданам Беларуси менять паспорт за границей и продавать имущество по доверенности, оформленной вне самой Беларуси. Целясь только в «политических», Лукашенко испортил жизнь всем, ведь даже самой аполитичной беларуске, которая живёт в Австралии, придётся лететь через океан, чтобы заменить паспорт.

Новость о первом задержанном человеке, который поехал в Беларусь менять паспорт после этого указа, появилась меньше, чем через месяц после его подписания.

«К сожалению, как мы это и прогнозировали, новость об указе Лукашенко о запрете на обмен паспортов за границей стала триггером для тех, у которых заканчиваются документы, и они поехали в Беларусь, — говорил тогда сооснователь фонда помощи BYSOL Андрей Стрижак. — Это дополнительный вызов для нас, потому что люди, к сожалению, не воспринимают возможную опасность при поездке в Беларусь и почему-то думают, что их эта ситуация не касается».

Беларусы и беларуски оказались в ловушке, и некоторые страны уже предложили хороший вариант решения проблемы - в Австрии, Германии, Испании, Литве, Польше, Португалии, Словении и Швеции гражданам Беларуси, у которых заканчивается паспорт, предлагают выдавать паспорт иностранца. Австрия и Швеция при этом разрешают подаваться на такой документ даже с уже просроченным паспортом. Латвия пока что предлагает только получать статус беженца, но местная беларусская диаспора работает над тем, чтобы возможностей стало больше.

Скриншто с сайта mir.pravo.by

Правозащитники напоминают, что репрессии в Беларуси происходят ежедневно уже более трёх с половиной лет. Если вы проявляли общественно-политическую активность с 2020 года и по сей день: принимали участие в акциях протеста в Беларуси и за рубежом, оставляли комментарии в соцсетях, донатили на поддержку пострадавших в Беларуси или в Украине, ставили лайки или делали репосты со страниц независимых беларусских медиа или НГО, то риски преследования по поездке в Беларусь очень высоки.

МИД Латвии просит всех латвийцев воздержаться от поездок в Беларусь из-за риска репрессий и отмечает, что в случае ареста консульство практически ничем не сможет помочь. Служба госбезопасности Латвии также напоминает, что в Беларуси у латвийцев высокий риск вербовки местными спецслужбами.