Пятница, 4 октября
Рига +9°
Таллинн +10°
Вильнюс +10°
kontekst.lv
arrow_right_alt Мнения

Почему 12% от счета за отопление в Риге приходится платить за таяние снега над теплотрассами?

© Arnis Kluinis

Ни переход от социализма к капитализму, ни сегодняшняя кампания по утеплению не изменили зимние пейзажи латвийских городов, в которых полосы растаявшего снега выдают расположение теплотрасс.

Рассмотрим конкретный случай — теплотрассу, построенную летом 2023 года на улице Малу в Риге. Конечно, самих труб теплотрассы увидеть нельзя, но отчетливо видно их расположение — там, где под землей проложены трубы, на земле нет снега, хотя он лежит вокруг.

Возникает вопрос — неужели невозможно построить теплотрассы, у которых не будет таких очевидных теплопотерь? И если уж потери тепла в принципе неизбежны, то почему бы не укладывать теплотрассы под тротуарами, чтобы исходящее от них тепло приносило пользу? Нет, так нельзя, ответило нам и Рижское энергетическое агентство, и крупнейший производитель тепла и владелец объектов теплового хозяйства в Риге Rīgas siltums.

Поскольку второй закон термодинамики действует, то потери тепла есть и будут, даже в очень хорошо изолированных трубопроводах, подчеркнул директор Рижского энергетического агентства Янис Икауниекс.

Хорошо изолированными являются трубопроводы, в которых слой теплоизоляционных материалов нанесен промышленным способом — во время производства этих трубопроводов. Считается, что это дает снижение теплопотерь примерно на треть — если сравнивать потери тепла в новых трубопроводах с потерями тепла в трубопроводах, у которых либо вообще нет теплоизоляции, либо она не соответствует современному пониманию, либо разрушилась от возраста или под внешним воздействием.

Проходившая в советское время индустриализация Латвии означала и централизованное производство тепла, что потребовало связать производителей и потребителей тепла теплосетями общей протяженностью в тысячи километров. И растаявший над теплотрассами снег стал характерным элементом зимних городских пейзажей.

Это нашло отражение и в художественных образах. Пролистаем первый номер журнала юмора и сатиры Dadzis за 1980 год. В нем есть рисунок, который можно понять и без слов. Но чтобы все было совершенно ясно, к рисунку добавлена шутливая подпись (бабушка говорит внуку, что тропинку в лесу растопил Дед Мороз, а внук отвечает ей, что это «теплотрасса»).

LNB arhīvs

Долгий путь от 20% к 12%

Несмотря на все потери на теплотрассах, тепло до жилых домов доходило, и люди в них обычно не мерзли. Причем, за тепло и прочие коммунальные услуги в советское время платили мало. Все изменилась после того, как была восстановлена Латвийская Республика. То есть, была восстановлена государственная граница между Латвией, в которой совсем мало ископаемых энергоресурсов (если не считать таковыми торф), и Россией, в которой энергоресурсов много.

Латвии пришлось покупать эти ресурсы за валюту. С начала 90-х годов прошлого века давались обещания снизить потери тепла, чтобы не надо было тратить лишние средства на подогревание воздуха. Новую силу этим обещаниям придают требования Евросоюза в обозримом будущем снизить выбросы углекислого газа, в том числе, в коммунальном хозяйстве. Это означает сокращение выбросов углекислого газа в максимально возможной степени. Какой является эта степень?

Rīgas siltums ссылается на Правила Кабинета министров от 19 апреля 2016 года «О требованиях энергоэффективности к находящимся во владении лицензированного или зарегистрированного коммерсанта энергоснабжения централизованных систем теплоснабжения и порядке проверки их соответствия». Эти правила устанавливают, что относительные теплопотери в теплосети не должны превышать 17%.

И Rīgas siltums, и Рижское энергетическое агентство утверждают, что фактически потери тепла в Риге существенно ниже. В течение последних пяти лет они не превышали 12%. Такой удельный вес теплопотерь заложен в расчетный тариф тепловой энергии. В Риге существует один тариф для всех клиентов централизованного теплоснабжения, и цена не меняется, в зависимости от того, находится ли объект близко к котельной или далеко от нее.

Когда Rīgas siltums начал свою работу в отопительном сезоне 1996/1997 годов, потеря тепла составляла 20%. С тех пор были заменены практически все теплопроводы и прочие элементы системы теплоснабжения. Т.е. объем теплопотерь в Риге снижен с 20% до 12%. Но не существует теплоизоляционных материалов, которые могли бы снизить теплопотери до нуля.

Восприятие людей и термометр

Места, где проходят теплотрассы, были видны раньше и видны сегодня. Но сегодня они видны, в основном, в течение более коротких периодов времени, когда температура воздуха колеблется около нуля. Тогда дополнительного тепла из труб теплотрассы достаточно, чтобы растопить снег над ними. Если температура поднимается, весь снег тает, и линий теплотрассы уже не видно. Если погода становится холоднее, теплопотерь уже недостаточно для того, чтобы растопить снег, и линий теплотрасс снова не видно, поскольку они покрыты снегом, как и вся остальная территория. Чем большими являются теплопотери, тем более длительным является и тот период, во время которого над теплотрассами тает снег. Но люди не склонны фиксировать, сколько дней во время отопительного сезона и при какой температуре воздуха они видели места, где проходят теплотрассы, скажем, в 1980 и 2024 годах. Достаточно того, что они и тогда, и сейчас периодически видят эти места, делая вывод, что в теплоснабжении все остается по-прежнему.

Эпизодический характер таяния снега Янис Икауниекс подтвердил фотографией, сделанной примерно в том же месте улицы Малу, что и фотография Neatkarīgā. Действительно, при другой температуре воздуха теплотрасса оставалась покрытой снегом.

Foto kolāža / Arnis Kluinis / Jānis Ikaunieks

Риски теплотрассы, уложенной на небольшой глубине

Эпизодический характер таяния снега может стать важнейшим ответом на вопрос о том, почему теплотрассы не укладывают под тротуары. Во многих случаях тротуары все равно пришлось бы чистить так же, как и сейчас, а находящиеся под ними теплотрассы усложнили бы этот процесс и сделали его дороже. В этом случае теплотрассы надо было бы укладывать глубже и делать их более устойчивыми к давлению, которое создают не только пешеходы, но и снегоуборочная техника. Кроме того, существуют и другие причины, по которым строительная и другая техника периодически находится на тротуарах.

В конкретном случае на улице Малу теплотрасса уложена на глубине всего лишь в полметра. Это увеличивает воздействие теплопотерь на слой снега над трассой. И это небезопасно, так как хватает примеров того, когда автомобили и другая техника заезжают на зеленую зону.

На улице Малу весной прошлого года можно было наблюдать такое зрелище: на полосе нынешней теплотрассы между улицей и тротуаром были высажены деревья, которые потом выкапывали из земли и укладывали трубы. Под тротуаром, в свою очередь, проложены кабели связи.

Нынешнее решение, при котором теплотрасса максимально приближена к проезжей части улицы Малу, создает риск того, что кто-то заедет на газон, то есть, на линию теплотрассы и испортит не только теплоизоляцию, но и тепловые трубы. Жильцам домов, которые получают тепло по этим трубам, остается только надеяться, что еще в течение долгого времени ничего подобного не произойдет.