Пятница, 8 ноября
Рига +10°
Таллинн +8°
Вильнюс +7°
kontekst.lv
arrow_right_alt Мнения

Шальные деньги: почему гонка за еврофондами не гарантирует Латвии процветания

Латвия может не успеть освоить 200 миллионов евро из фондов Евросоюза в рамках нынешнего периода планирования. Об этом сообщил на этой неделе министр финансов Арвилс Ашераденс. Доклад, подготовленный его министерством для отчета перед правительством, явно сигнализирует о сбое графиков в реализации проектов в сфере транспорта и здравоохранения. Однако на самом деле у Латвии более серьезные проблемы. И это не деньги.

Цена халатности

2023 год является последним, когда Латвия может получить деньги из программы планирования еврофондов на 2014-2020 годы. Особую тревогу у Минфина вызывают 214 проектов, где еще не освоены 629 миллионов евро. В отрасли, подконтрольной Министерству сообщения, на разных стадиях зависли проекты развития инфраструктуры Latvijas dzelzceļš, проект обновления подвижного состава Pasažieru vilciens (покупка новых электричек), работы по модернизации трамвайных путей и т.д. Запаздывает часть проектов в сфере повышения энергоэффективности и медицины.

Один из самых скандальных проектов в отрасли здравоохранения, о котором писали СМИ, строительство нового корпуса Рижской клинической больницы им. Страдиня. Согласно подсчетам, из-за задержки в графике работ проект может недополучить из европейских фондов 70 миллионов евро. Генеральная прокуратура начала проверку деятельности ответственных за проект должностных лиц, но эта история в любом случае уже повлияет на долгосрочное развитие одной из крупнейших больниц страны и, соответственно, на эффективность лечения пациентов.

Подготовка нормативной базы для освоения еврофондов на период с 2021 по 2027 год тоже критически буксует. По данным Минфина, только два ведомства к началу октября выполнили больше половины плана на текущий год это Министерство экономики и Министерство культуры. Министерство благосостояния подготовило документацию для освоения лишь 5% отведенного ему финансирования, Министерство образования лишь для 2%! Министерство сообщения, которому полагается самый щедрый бюджет, к выполнению плана задач, как следует из доклада Минфина, просто не приступало.

Здесь стоит напомнить, что весной этого года сразу несколько крупнейших латвийских организаций, объединяющих предпринимателей, обратились с открытым письмом к парламенту с требованием ускорить освоение средств из Европейского механизма восстановления и устойчивости. Бизнесмены жаловались на плохую работу ответственных чиновников и неадекватные бюрократические требования.

Формальность и реальность

Переоценить важность европейских фондов для латвийской экономики невозможно. Каждый четвертый евро в общем объеме инвестиций приходит в Латвию из Брюсселя. По подсчетам Минфина, половину прироста реального ВВП в 2023 году составит отдача от инвестиций еврофондов. В рамках периода планирования за 2014-2020 годы Латвии полагается из фондов ЕС 4,6 миллиарда евро, в 2021-2027 гг. уже 5 миллиардов евро плюс 1,8 миллиарда евро по новой программе Европейского механизма восстановления и устойчивости, созданного для поддержки стран после пандемии COVID-19.

В целом чисто математически Латвия достаточно успешно выбивает еврофонды на фоне других стран ЕС (потери хотя и есть, как видно выше, но в рамках погрешности). Другой вопрос какая практическая польза для общества и экономики от евроденег? Если посмотреть на международную статистику таких показателей, как социальное неравенство, средний уровень доходов, доля пенсионеров, подверженных риску нищеты, продолжительность жизни, самооценка состояния здоровья, гендерный разрыв в зарплатах, то Латвия по-прежнему стабильно занимает худшие позиции в Евросоюзе. Учитывая, что главная функция фондов это помочь стране приблизиться к средним показателям по ЕС, то очевидно, что латвийские политики и бюрократы со своей задачей не справились, какие бы огромные переводы из Брюсселя ни поступали на банковские счета страны.

Более того, последние годы Латвия умудряется отставать даже в Балтийском регионе и совсем далеко отходит от средних показателей стран Восточной Европы, имеющих в своем анамнезе коммунистическое прошлое (и аналогичный доступ к еврофондам).

Стены и люди

Другой негативный эффект деградация политического мышления. Фактически все последние годы латвийский госаппарат и муниципальные власти сконцентрированы на освоении евроденег, часто забывая о реальных приоритетах общества. Это хорошо видно на примере Риги, где большинство реализуемых крупных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры завязаны на возможность получения под них еврофондов, а не на конкретные потребности горожан. Например, амбициозная идея запустить в столице дорогостоящую линию метробуса, при том что по городу до сих пор курсируют трамваи из прошлого века, куда не могут заехать люди в инвалидных колясках.

Безусловный бонус от еврофондов отремонтированные школы и детские сады. Однако при нынешнем катастрофическом дефиците учителей и воспитателей нарядные здания никак не способствуют повышению качества образования. Аналогично с медициной, наукой, сферой соцобеспечения и т.д.

К сожалению, в латвийском исполнении приход европейского финансирования мало повышает конкурентоспособность бизнеса. Сложная бюрократия и низкая доступность банковских кредитов, которые необходимы для софинансирования проектов, перекрывают малому бизнесу путь к европейской помощи. Зато, например, бывшая министр экономики Илзе Индриксоне, как можно узнать из новостей, при помощи еврофондов собирается построить гостиницу на природе. Формально это законно, но многое говорит о доступности и целесообразности использования европейских траншей.

Последнее лето детства

За двадцать лет нахождения в составе ЕС латвийский политический мейнстрим научился подлаживаться под требования ЕС. Свежайший пример идея вырубать старые леса и высаживать новые, чтобы в течение следующих семи лет формально выполнить весь норматив по климатической нейтральности. Пока это единственный план правительства, под который по традиции планируется привлекать еврофонды. В то же время международное научное сообщество выражает противоположное мнение: в новом докладе, опубликованном в журнале Nature, более 200 ученых утверждают, что вместо вырубки лесов правительства должны надлежащим образом заботиться об уже имеющихся, а новые плантации, наоборот, не приносят пользы биоразнообразию.

Никто не берется предсказывать, каким будет поток еврофинансирования в Латвию после 2027 года это зависит от множества факторов, в первую очередь связанных с экономической стабильностью Европы и внешнеполитической ситуацией. Но так или иначе в какой-то момент Латвии придется начать жить на свои. А этот навык, судя по многим признакам, нынешним поколением латвийских политиков безвозвратно утрачен.