Пятница, 4 октября
Рига +9°
Таллинн +10°
Вильнюс +10°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Действительно ли правительство разрабатывает план бегства на самолетах airBaltic?

© MN

Большая секретность, название обсуждаемого документа и уклонение от ответов на конкретные вопросы наводят на мысль о том, что правительство строит планы, как комфортнее сбежать из страны в случае войны. Министерство сообщения и национальная авиакомпания airBaltic, ссылаясь на режим секретности, не дают комментариев в связи с состоявшимся обсуждением.

В середине дня 24 октября в Кабинете министров за закрытыми дверьми в обстановке строгой секретности министр сообщения Каспарс Бришкенс («Прогрессивные»), директор департамента авиации министерства сообщения Артурс Кокарс, руководитель корпоративной коммуникации airBaltic Алисе Бетхере и председатель правления airBaltic Мартин Александер Гаусс ознакомили членов правительства с информационным докладом «Об использовании авиаперевозок авиакомпании AО Air Baltic Corporation в случае угрозы государству» (Par lidsabiedrības AS Air Baltic Corporation aviopārvadājumu izmantošanu valsts apdraudējuma gadījumā).

После заседания правительства представители СМИ попросили премьер-министра Эвику Силиню («Новое Единство») предоставить информацию о планах, которые вынашивались в обстановке секретности. Премьер сообщила, что в доклад будут внесены изменения, и после этого она будет готова его прокомментировать. Эвика Силиня пояснила, что в докладе речь идет о том, как в случае угрозы использовать самолеты airBaltic и других авиакомпаний для эвакуации людей из Латвии или репатриации в Латвию.

Вопросы без ответов

Neatkarīgā обратилась к советнику Каспарса Бришкенса Эдгарсу Клетниексу с вопросами:

Предусмотрено ли финансирование проекта «Об использовании авиаперевозок авиакомпании AО Air Baltic Corporation» в случае угрозы государству», и каким оно может быть в денежном выражении?

Дало ли уже министерство финансов на это согласие?

Какие конкретные лица должны быть эвакуированы из страны в случае угрозы?

Являются ли эти лица высшими должностными лицами нашей страны и членами их семей или командирами из стран НАТО и членами их семей?

Куда необходимо явиться, чтобы подать заявку об эвакуации: в аэропорт Rīga, ангар airBaltic или офисные помещения airBaltic?

Какой объем багажа желающие эвакуироваться смогут пронести в самолет?

Можно ли эвакуироваться вместе со своими домашними животными?

Будет ли государство полностью покрывать расходы на эвакуацию или все же желающие эвакуироваться должны будут платить и из своего кармана?

Предусматривает ли этот проект предварительное бронирование самолетов для нужд эвакуации и залов ожидания для желающих эвакуироваться?

От Эдгарса Клетниекса мы получили ответ с примечанием, что это ответ министерства сообщения, а не бюро министра или министра, и этот ответ является следующим:

«Во вторник на заседании Кабинета министров правительство поручило министерству сообщения переработать информационный доклад, включив в него дополнительную информацию, соответственно, документ будет рассмотрен в дополненной редакции. Просьба учитывать, что документ в контексте с вопросами всеобъемлющей государственной обороны имеет статус "для надобностей информационной службы", поэтому более детальная информация о содержании документа разглашению не подлежит. В соответствии с законодательством, информация для служебных надобностей считается государственной тайной».

Вышеперечисленные вопросы мы направили и в отдел корпоративной коммуникации airBaltic. И получили следующий ответ: «Доклад рассматривался в закрытой части, в связи с чем не можем давать комментарии. Вы можете обратиться с вопросами в министерство сообщения».

Секретность создает целый вал предположений

Поскольку стороны, участвующие в разработке проекта документа, его содержание не комментируют, Neatkarīgā обратилась к людям, знакомым с работой правительства и имеющим опыт в продвижении различных секретных документов.

У бывшего премьера, министра внутренних дел и председателя комиссии Сейма по национальной безопасности Мариса Кучинскиса («Объединенный список») мы спросили, что, по его мнению, означает документ «Об использовании авиаперевозок авиакомпании AО Air Baltic Corporation в случае угрозы государству». Связано ли это с желанием правительства сбежать в случае начала войны? Или это желание airBaltic получить очередную порцию средств из кошелька налогоплательщиков?

«Все это выглядит очень странно», — сказал Марис Кучинскис. По его мнению, документ не связан с желанием airBaltic получить дополнительные средства. «Когда я в последний раз видел отчеты airBaltic, там появилась прибыль. Зачем зарабатывающему предприятию просить дотации», — отметил политик.

Что же касается желания отдельных должностных лиц сбежать в случае войны, Марис Кучинскис сказал, что если опираться на доступную сейчас информацию, что-то подобное можно предположить.

Необходимо создать «Бюро по бегству»

Наблюдатель политических процессов, аналитик Марцис Бендикс был советником премьера в правительстве Андриса Шкеле и хорошо знает причины продвижения различных, в том числе и не очень понятных документов и их утверждения правительством.

Марцис Бендикс подчеркнул, что документы доходят до стола заседаний правительства разными путями, но окончательное решение, вне зависимости от пути этого документа, должны принимать политики:

«У премьер-министра достаточно возможностей для того, чтобы затормозить какой-то документ, а какой-то другой передвинуть с режима обычного оборота документов на турбо-режим. Премьер может сам вынести на рассмотрение правительства какой-нибудь вопрос, который на традиционном языке называется делом Кабинета министров. На направляемых на заседание правительства документах должна стоять виза министра юстиции и министра финансов. Без согласования обоих министров в правовом государстве ничего не может произойти. Единственным, кто нарушал этот порядок, был Эйнарс Репше.

Недавно мы видели хаос и путаницу в связи с предложениями изменить порядок декларирования. Предполагалось, что нужно будет декларировать подарки стоимостью даже в 100 евро, а это значит, что ты не можешь даже подарить своему ребенку телефон. Или такая ситуация: если в пятницу вечером ты пригласил к себе девушку и подарил ей китайскую вазу, то как ты задекларируешь эту вазу, и как она ее задекларирует, потому что она не знает твой персональный код, а ты не знаешь ее персональный код. Не верю, что чиновничество могло что-то подобное сочинить.

То, о чем вы спрашиваете, как бы это правильнее сформулировать... Можно, например, так: о плане эвакуации достойных людей и о том, как их правильнее эвакуировать — чтобы тот, кто выше ростом, получил в самолете сидячее место и мог вытянуть длинные ноги, чтобы не сжимались кровеносные сосуды. Разум, вернись обратно! Ну что я еще могу сказать. Это документ не о войне, а о дебильности и клоунаде правительства. Оказывается, клоунада заразна. Это пример формирования из группы клоунов правительства, у которого нет другой потребности, кроме утверждения определенного количества документов и повышения собственного рейтинга.

Хотя с политической точки зрения все то, что они делают, правильно. Так, например, «Прогрессивные» провозглашали лозунги. Нравится это кому-то или не нравится, но они получили поддержку из-за этих лозунгов, и теперь они делают то, что обещали избирателям. В каком-то смысле самые честные люди. Союз зеленых и крестьян тоже делает, но прямо противоположное тому, что обещал. Но прежде цементирующее и здравомыслящее «Единство» теперь собрало недостатки обеих партий и превратилось в профессиональных клоунов. Это наше правительство. Скорее всего, речь идет об эвакуации очень конкретных людей, и получение авиакомпанией денег идет рука об руку с этим планом. Если есть план, то есть и смета. Какая она, мы не знаем. Может быть, скромная, но, может быть, в эту смету входит новый бренд — например, должен быть создан дизайн стрелок, которые указывают путь на посадку в самолет. Руководителем этого проекта по эвакуации и посадке в самолеты может быть экс-глава бюро вакцинации. Ее команда сможет снять самые дорогие и бесполезные помещения для ожидания посадки в самолет. Центры вакцинации стояли пустыми всего полгода, а здесь залы можно держать пустыми до начала войны».