Среда, 11 декабря
Рига +4°
Таллинн +3°
Вильнюс +2°
kontekst.lv
arrow_right_alt Мнения

«В нормальной демократии должно быть наоборот», или Долгосрочное временное правительство

© Ģirts Ozoliņš/F64

На этой неделе народ Латвии наконец-то узнал имена министров правительства Эвики Силини («Новое Единство»), а также то, что в дальнейшем спикером Сейма будет Дайга Миериня (Союз зеленых и крестьян).

Нельзя не заметить очевидного — того, что новая правящая коалиция является еще более эклектично созданной конструкцией, чем предыдущая. Входящий в состав нового правительства Союз зеленых и крестьян представляет консервативное, правое крыло политического спектра, в то время как «Прогрессивные» находятся чуть ли не в противоположной стороне — как смешение либерализма и левизны, встречающееся сегодня во многих странах. «Новое Единство», видимо, будет стараться стать центром, играть роль примирителя и судьи.

Но уже сейчас можно увидеть потенциальные разногласия идеологий, которые по сути запрограммированы. Партии, которые были отстранены от коалиции, пророчат правительству Эвики Силини короткую жизнь и, конечно же, постараются поспособствовать разногласиям коалиционных партий.

Но в политике случаются и удивительные парадоксы — построенные на хлипком фундаменте здания склонны долго не разваливаться, или, как мы могли бы сказать, используя термин, позаимствованный из английского языка, являются «долгосрочными». Все зависит от партнеров по новой коалиции, но больше всего — от дальнейших действий премьера Эвики Силини.

К сожалению, ее самые первые шаги еще во время формирования правительства и избрания председателя Сейма демонстрируют определенную тенденцию — Эвика Силиня пытается руководить правительством методом унижения партнеров: недостаточно того, что Союзу зеленых и крестьян не доверили министерства, отвечающие за безопасность, и силовые министерства. И что Силиня публично, громко и недвусмысленно это подчеркивала — то, что Союзу зеленых и крестьян нельзя доверить иностранные дела, оборону, внутренние дела и юстицию. Таким образом, уже в рамках самого процесса создания нового правительства использовался метод недоверия. Что же будет дальше?

А дальше был провален претендент на пост спикера Сейма Гунарс Кутрис (Союз зеленых и крестьян), который в программе Латвийского радио высказался о том, что стоило бы заслушать обвиняемых и осужденных лиц по вопросам экономики. Эвика Силиня сразу же велела Гунарсу Кутрису извиниться. Кутрис извинился, но запланированный пост получить уже не смог, и этот пост достался его коллеге по партии Дайге Миерине.

Но иерархия властей все-таки перевернута с ног на голову — Гунарс Кутрис является депутатом парламента, а значит, законодателем, а Эвика Силиня является главой правительства и исполнительной властью. Получается, что исполнительная власть диктует законодателю, как ему себя вести, как говорить и что говорить...

В нормальной демократии должно быть наоборот. Но это уже давняя латвийская особенность и традиция, что правительство решает почти все, а от Сейма ожидают лишь утвердительного голосования, согласно указаниям руководителей правящих фракций.

Силовая игра у Эвики Силини получается только потому, что и всему народу, и политикам надоела вся эта ненормально затянувшаяся неопределенность — с весны не было известно, кто будет следующим премьером, какой будет коалиция, кто какие посты займет и что вообще партии собираются делать.

Союз зеленых и крестьян в оппозиции ожесточился и больше не хочет смотреть, как любое его предложение выбрасывают в мусорник. Викторс Валайнис хочет побыть в кресле министра экономики, Улдис Аугулис хочет снова быть министром благосостояния. Поэтому Союз зеленых и крестьян «глотает жаб». Но Эвике Силине следовало бы понять, что число таких «жаб» в будущем может достигнуть критической массы, и может наступить тот рискованный момент, когда Союз зеленых и крестьян больше не захочет терпеть унижения. Отомстит ли Союз зеленых и крестьян за унижение тем, что не будет голосовать за ратификацию Стамбульской конвенции и регулирование совместного проживания однополых пар? Или, может быть, получит компенсацию каким-нибудь другим способом?

А еще премьеру, возможно, придется столкнуться с настоящими идеологическими противоречиями между партнерами по коалиции. Например, Союз зеленых и крестьян очень скептически относится к котировкам государственных и муниципальных предприятий на бирже, усматривая в этом риск «прихватизации». А новый министр сообщения от «Прогрессивных» Каспарс Бришкенс в свое время высказывал по поводу этой идеи нескрываемый восторг. Это может стать очень серьезной темой для дискуссий — то, какие предприятия можно передать в частные руки, а какие — ни в коем случае.

Союз зеленых и крестьян может намного медленнее и дольше партнеров по коалиции обдумывать вопрос о привлечении рабочей силы из других стран.

«Прогрессивные», в отличие от Союза зеленых и крестьян, еще не были у власти в стране и с удовольствием хотят все попробовать. Они написали в своей программе всякие обязательства и обещания, для которых вряд ли найдется финансовое обеспечение в бюджете следующего года. Вряд ли остальные министры так сразу введут низкое и фиксированное софинансирование платежей пациентов в здравоохранении и потолок цен. Но позитивно, что премьер выразила решимость немедленно взяться за бюджет. Для этого действительно настал последний срок.

С новым правительством будет связано много странностей, парадоксов, нелогичностей — возможно, это будет самое странное правительство из тех, которые мы до сих пор видели. Будем надеяться, что это будет не самое краткосрочное правительство в нашей истории, поскольку ситуация и в стране, и на международной арене остается очень сложной, и Латвия не может себе этого позволить. Было бы нехорошо, если бы правительства, работающие в течение короткого срока, в будущем стали традицией. В Великобритании в прошлом году Лиз Трасс пробыла премьер-министром всего 40 дней. Пожелаем Эвике Силине не стремиться к таким рекордам!