Среда, 11 декабря
Рига +4°
Таллинн +3°
Вильнюс +2°
kontekst.lv
arrow_right_alt Мнения

За счет тарифов на поставку электроэнергии будут собирать деньги на реиндустриализацию Латвии

© Neatkarīgā

Уже ставшие персонажами анекдотов психологи оказывают такую помощь — учат, к примеру, своих мочащихся в постель клиентов гордиться этой своей особенностью, а вполне реальные руководители латвийских госучреждений и организаций предпринимателей гордятся тем, что тарифы на поставку электроэнергии для латвийских домохозяйств самые высокие в Балтии.

Реальные платежи потребителей электричества даже в соседних странах Балтии — с одной валютой и едиными основополагающими принципами законодательства ЕС, нельзя сравнивать без пояснений и оговорок. Размер платежей зависит от колебаний рыночной цены на электричество с корректировками рыночного регулирования, структуры налогов, пошлин и тарифов на поставку электроэнергии, общего объема потребления и его распределения как по колебаниям мощности, так и в течение суток, недели или года. То же самое следует сказать и о сравнении тарифов на поставку электричества. Но в случае со странами Балтии не может быть двух мнений по поводу того, что в Латвии эти тарифы для домохозяйств являются самыми высокими.

Измерения разные, результаты похожие

Расчеты программы Латвийского телевидения Panorāma (которые можно найти на сайте латвийских общественных СМИ) со ссылками на операторов поставок электричества стран Балтии (за поставку близкого к типичному ежемесячному потреблению объема электричества в месяц) демонстрируют более явные отличия в платежах в евро, чем данные министерства климата и энергетики со ссылкой на государственную энергокомпанию Latvenergo, которые министерство недавно представляло на заседании одной из комиссий Сейма.

Презентация министерства климата и энергетики проходила на заседании комиссии Сейма по долгосрочному развитию 6 сентября. Депутаты обратили внимание на то, что и Latvenergo, и министерство признают, что тарифы в Латвии выше, чем в Литве или Эстонии. Но парламентарии очень легко приняли объяснение государственных предприятий и исполнительных органов, что это только пока. То есть пока соседние страны еще не провели неизбежную реформу и не переложили платежи за содержание сетей поставок электричества с юридических лиц на частных лиц. Литва и Эстония будут вынуждены последовать примеру Латвии, чтобы безнадежно не отстать, ведь нынешняя структура тарифов обеспечит в Латвии беспрецедентный до сих пор расцвет промышленности.

Что сначала скрывали, и чем сейчас хвастаются

Не только государственные учреждения и государственные энергокомпании — и в первую очередь Sadales tīkls (дочернее предприятие Latvenergo), тарифы которого стали яблоком раздора, развернули мощную кампанию, чтобы убедить в целесообразности тарифов все латвийское общество.

«Сейчас распределительные тарифы делают Латвию лучшей страной для бизнеса в Балтии», — сообщил агентству LETA председатель совета АО Sadales tīkls Кристапс Лочмелис. Но ситуация все же такова, что Лочмелис посчитал необходимым признать, что общество не поняло тех благ, которые получит от повышения тарифов. Оказалось, что во всем виноваты СМИ, в заголовках доминировало «среднее увеличение тарифа в районе 30%». И это дало обманчивую надежду на то, что рост будет меньше, несмотря на обнародованное фактическое увеличение тарифа в евро. Объяснение Кристапса Лочмелиса балансирует на грани абсурда и лжи. Предприятие Sadales tīkls и Регулятор общественных услуг пытались преподнести рост тарифов как соответствующий общей инфляции — таким был бы рост тарифов на 30%.

Ekrānšāviņš

Neatkarīgā может напомнить о том, что 30 декабря 2022 года сообщала о протесте против тогда еще намерения Sadales tīkls поднять тарифы. Мы цитировали слова инициаторов организации Par pašpietiekamu elektroenerģiju Latvijā, созданной для борьбы с планом повышения тарифов, о том, что они не собрались бы, если бы рост тарифов составил 20-30%, а не совершил бы скачок более чем на100%.

Предприятие Sadales tīkls все-таки добилось своего — увеличения тарифов для домохозяйств на более чем 100%, но именно этот скачок и пытались спрятать за словами о росте тарифа, хоть сколько-нибудь приближенного к общей инфляции. СМИ можно упрекать во многом, но не в том, что они не следили за реальным ростом тарифов. В Neatkarīgā 25 мая была опубликована статья: «Тарифы на электроснабжение утроят, но делают вид, что их увеличат только на треть».

К тому же Neatkarīgā в этом смысле ничем не отличалась от других СМИ, в том числе общественных, как показал пример со сравнением тарифов на электроснабжение для домохозяйств Балтии. Только тогда, когда у Sadales tīkls не получился трюк с сокрытием настоящего роста тарифов, началась нынешняя кампания, что этот рост — это гордость Латвии: «Сейчас распределительные тарифы делают Латвию лучшей страной для бизнеса в Балтии».

На что пойдут 65 миллионов евро в год?

Теперь бизнес должен подтвердить, что воспользуется возможностью — не менее чем 65 миллионов евро в год. На эту сумму Sadales tīkls увеличит бремя платежей для домохозяйств, соответственно, не взимая эти деньги с юридических лиц, основную массу которых составляют предприятия. И теперь предприятия будут концентрировать перераспределенные от домохозяйств посредством тарифов на электричество деньги не на строительстве частных дворцов в Юрмале или вокруг Балтэзерса, не на покупке автомобилей класса люкс и не на путешествиях по миру, а на приобретении и даже разработке нового производственного оборудования, исследованиях рынка сбыта новых продуктов и так далее.

Конечно, 12 сентября еще рано требовать подтверждения того, куда ушли деньги, сбор которых с домохозяйств начался только со счетов за поставку электричества с 1 июля. Поэтому остается верить или не верить полномочным представителям предпринимателей, «что общество должно перестать думать, что главная и единственная цель латвийского предпринимателя — «положить себе в карман побольше». Это строки из заявления Латвийской конфедерации работодателей от 30 августа, которое начинается с сожаления о том, что «в публичных дебатах о тарифах на распределение электроэнергии сейчас наблюдается недостаток понимания между крупными предпринимателями и наемными работниками». Общество не понимает, что «существующие тарифы на распределение электроэнергии», то есть увеличение тарифов в три раза, «является единственным решением, чтобы не допустить еще большего роста потребительских цен».

Будущее правительство хочет угодить всем

Предпринимателям все же следует считаться с тем, что троекратное увеличение тарифов на электричество как способ борьбы с ростом потребительских цен является настолько сложным, что этого не понимают и политики, собравшиеся работать в следующем правительстве Латвии. Зато политики прекрасно понимают, какую популярность могло бы получить это правительство, если бы снизило тарифы: «Создающаяся коалиция договорилась о немедленном решении по ограничению роста цен на электричество», — цитировало 8 сентября агентство LETA председателя парламентской фракции Союза зеленых и крестьян Викторса Валайниса. Правда, Валайнис не объяснил, что означает это обещание.

Подобные сигналы из лагеря создателей правительства побудили и Латвийскую торгово-промышленную палату встать на «тарифную вахту»: «Пересмотр концепции тарифов на распределение электроэнергии стал бы шагом назад и затормозил бы усилия по росту латвийской экономики, к тому же изменение концепции тарифов стало бы негативным сигналом для предпринимателей», — заявил 7 сентября президент Латвийской торгово-промышленной палаты Айгарс Ростовскис.

И Латвийская конфедерация работодателей, и Латвийская торгово-промышленная палата в один голос говорят, что новые тарифы для домозяйств могут создать трудности, но эти трудности следует решать не повышением зарплат, а «целевой поддержкой менее защищенных групп общества». Предприниматели не понимают или делают вид, что не понимают, что таким образом людей призывают снизить свои легальные доходы, чтобы заслужить статус получателя помощи. «Целевая» помощь способствует и приятной для многих предпринимателей теневой экономике, а в долгосрочной перспективе направляет мысли людей на то, что лучше и удобнее вообще не работать, чем трудиться в любом сегменте экономики.