Мы продолжаем изучать базу данных КГБ Беларуси, опубликованную в интернете. Там есть доносы из Латвии.
КГБ остается одним из наиболее влиятельных государственных органов в Беларуси. Нынешний комитет никогда не осуждал репрессии и прочие преступления, которые чекисты совершали в прошлом. Архивы КГБ до сих пор закрыты, хоть запрос на информацию оттуда есть и немалый — в комитет поступает много обращений от потомков людей, которых репрессировали во времена СССР.
КОНТЕКСТ. Мы уже сообщали, что база данных с обращениями жителей разных стран в КГБ Беларуси за последние 10 лет утекла в сеть благодаря усилиям белорусской группы хактивистов «Киберпартизаны». Всего там около 40 тысяч обращений. В том числе от жителей Латвии.
Kontekst.lv решил разобраться — о чем, помимо запросов о пострадавших во времена сталинских репрессий родственниках, писали в КГБ Беларуси жители Латвии. И в какого рода запросах фигурирует наша страна.
«Я не служил в Латвии, я служил в армии СССР»
Отдельный пласт — сообщения, связанные с финансовыми конфликтами.
Так, в 2016 году Татьяна Ничипорук из Беларуси жаловалась на то, что ее бывший муж, Александр Ничипорук, тоже из Беларуси, получает зарплату на карту латвийского Rietumu banka и не платит с этого ни налоги, ни алименты. К своему обращению женщина приложила фотографию банковской карты мужа и уточнила, что налоговая инспекция отказалась заниматься этим вопросом.
Другая история. Мужчина, пожелавший остаться анонимным, пожаловался белорусским комитетчикам на минскую компанию «Эддиктед», владелец которой — Кристапс Цирулис — якобы заставил всех сотрудников оформить ИП, чтобы сам он мог платить меньше налогов. Автор доноса просил КГБ начать проверку — его беспокоило, что все доходы, которые получала компания, выводились в Латвию, и что Цирулиса уже полгода якобы искали налоговые службы Латвии, а сам он незаконно проживал в Беларуси. Kontekst.lv проверил базу компаний в Беларуси и действительно обнаружил организацию с таким названием и таким владельцем. Она продолжает работать.
В другом письме, Анди Фуррер, указавший для связи швейцарский номер телефона и электронную почту в домене .ru, написал, что бывший гражданин Беларуси, а ныне россиянин Вячеслав Иванов, якобы «отмывал» деньги через латвийский банк ABLV.
Еще один фигурант базы данных КГБ Беларуси, Святослав Монько, бывший военный, который в период советской оккупации служил в Латвии, а потом переехал в Беларусь, хотел, чтобы в КГБ помогли разобраться и добились, чтобы ему платили пенсию и за годы службы в Латвии. Мол, латыши отказываются платить за годы службы во время оккупации, а белорусы ссылаются на договор между странами, согласно которому платить должны именно латыши.
Монько жалуется в КГБ (орфография сохранена): «В пенсионном отделе опять сказали, что на меня этот указ не распространяется, потому что я служил в Латвии. Но я не служил в Латвии, я служил в армии СССР. Не Латвия меня призывала на службу, а СССР! И почему наше государство платит пенсию латышу, проживающему в настоящее время в Латвии, за годы воинской службы в 80-90-е годы на территории Белорусской ССР, а мне ни Латвия, ни Беларусь ничего не платит?! Прошу Вас помочь мне. [...] Я -бывший военнослужащий, мичман, служил в Вооруженных силах СССР с 1974 по 1990 годы в войсках Прибалтийского пограничного округа КГБ СССР в Латвийской ССР, г. Лиепая. Я нес боевую службу по защите государственной границы нашей тогда общей Родины-СССР. Имею 3 медали за отличную службу. Но, как выяснилось, за эти 15 лет службы пенсию мне никто платить не будет».
«Заранее благодарен»
Другой тип обращений — это различные просьбы о помощи. В таких запросах КГБ выступает в роли некоего покровителя, который должен помочь авторам писем решить самые разные проблемы.
Например, Олег Павлик из Латвии в 2023 году пожаловался в КГБ, что из-за новых правил писать обращения Александру Лукашенко могут только люди, у который есть белорусский или российский номер телефона. «Навряд ли это сделано умышленно — скорее всего систему разрабатывал коллектив идиотов», — пишет раздосадованный житель Латвии. Также он просит комитетчиков «актуализировать вопрос о транзите сельхозпродукции из Украины через территорию РБ ж.д.транспортом в направлении литовских и латвийских портов». Еще житель Латвии открыто критикует Путина, но «не трогает» Лукашенко: «Нам представляется,что с Путиным и его кровавой "сво" все уже более-менее понятно и пора аккуратно выводить РБ из международной изоляции. Лукашенко это делать умеет...» Также Олег Павлик отмечает, что КГБ пора работать, а не «гоняться за всякими обозленными пустыми эмигрантами типа всяких Латушко».
Рижанин Василий Вереникин остался очень доволен поездкой в Беларусь, особенно ему понравились музеи Министерства внутренних дел и Великой отечественной войны (так в Беларуси называют часть Второй мировой войны после 22 июня 1941 года). Для полного счастья ему не хватает только сходить в музей КГБ, и в своем запросе он как раз спрашивает, возможно ли это.
Kontekst.lv связался с Василием Вереникиным по указанному в обращении номеру телефона. Он сказал, что не готов отвечать, отреагировало ли КГБ на его запрос и был явно испуган тем, что о его обращении знает кто-то посторонний.
Другой житель Латвии Леонид Пономарев искал у сотрудников КГБ справедливости после того, как ему отказали в белорусской визе, а консул при этом не объяснял, на каком основании. Он просил у комитетчиков объяснить, почему так вышло, и что он мог бы сделать, чтобы ему все же открыли въезд в Беларусь. Журналисту kontekst.lv автор письма объяснил, что запрет на въезд был из-за просроченной до этого страховки, и что после долгой переписки ему удалось все решить.
«Являюсь патриотом России и Беларуси»
Несколько человек, имеющих отношение к Латвии, сами искали сотрудничества с КГБ.
Дмитрий Лавникович, который когда-то родился в Риге, но живет в Беларуси, уточнял, может ли устроиться на службу в КГБ. При этом он отдельно подчеркивает, что не поддерживает особых связей с отцом, который живет в Латвии.
Некто Эдийс Пуже представился гражданином Латвии, однако в своем обращении в КГБ соседней страны он назвал курс правительства Латвии «фашистско-нацистским». В своем обращении он указал адрес в Минске и два номера телефона — белорусский и латвийский. Мы позвонили по латвийскому:
- Вас беспокоит издание kontekst.lv. Вы в 2023 году писали обращение в КГБ Беларуси с желанием с ними сотрудничать.
- Так.
- Они вам что-то ответили на это?
- А вы, извиняюсь, кто? Из какого издания?
- Меня зовут Анастасия Захаревич, я журналистка kontekst.lv.
- Ну, вы с латвийской стороны звоните, правильно?
- Да, да, всё правильно.
- А откуда у вас такая информация, можно узнать?
- Появилась в открытом доступе вся база обращений с сайта КГБ за последние 10 лет.
- Я понял, я понял. Просто не очень бы хотелось обсуждать с латвийскими номерами такие вещи, как вы сами понимаете.
- Вы сотрудничаете с КГБ Беларуси?
- Я не буду отвечать на эти вопросы, потому что я вас не знаю, это раз. Во-вторых, я не знаю, кто вы, что вы и как вы, и правомерно ли ваше обращение ко мне.
- Моё обращение к вам правомерно - я журналистка, и я звоню задать вам вопрос по информации из открытых источников.
- Я ещё раз вам говорю, я могу представиться хоть космонавтом. В контексте нынешних времен я не буду отвечать на ваши вопросы, тем более с латвийских номеров.
- А с белорусских будете?
- Буду, и то, если по телеграму только. Я тоже человек не вчера рожденный, я прошел и уголовный розыск, и все остальное. Я не буду отвечать на ваши вопросы.
- Вы работали в уголовном розыске, или вас искали?
- Я работал в уголовном розыске.
- А в какой стране?
- Не буду отвечать вам на вопросы.
Вот как выглядело обращение Эдийса Пуже в КГБ Беларуси:
В Facebook мы нашли аккаунт человека с именем Eddie Puze. Мы не можем утверждать, что это одно и то же лицо, но человек, который ведет аккаунт, пишет о себе, что он живет в Лиепае, а в марте этого и мае прошлого года он выкладывал фотографии из Беларуси.
«Происходит координация оппозиции»
Есть в базе КГБ Беларуси и совершенно загадочные сообщения.
Например, Валерий Макня из Риги в 2020 году (год выборов президента и массовых протестов в Беларуси) написал очень короткое обращение, которое состояло всего из одного вопроса: «Как такое возможно в вашей стране?». Мы позвонили Валерию по указанному в обращении телефону и спросили, что именно он имел в виду. Похоже, что автор письма испугался, что его в чем-то подозревают или обвиняют, и занял оборонительную позицию: «Никогда ничего в КГБ не писал, а если и писал, то откуда я помню, что было четыре года назад, и вообще, вызывайте меня повесткой в службу госбезопасности».
Но есть в базе данных КГБ Беларуси и самые классические доносы.
Сергей Терехович в 2017 году написал донос со ссылкой на блог, в котором, по его мнению, происходила «координация оппозиции, настроенной на свержение конституционной власти в Беларуси». По номеру, оставленному в доносе, на наш звонок не ответили, а указанной в доносе страницы оппозиционного блога больше не существует.
Автор другого письма, рижанка Жанна Сашкевич, не оставила в своем доносе своего номера телефона, так что мы не смогли задать ей вопросы лично. Мы публикуем этот длинный текст целиком и без изменений (с сохраненной орфографией):
«Добрый вечер. У меня срочное сообщение насчёт Анны Белоусовой, жительница Минска. У неё школа рисования онлайн «ВсемАрт» называется. Закончила художественную академию и занимается тем, что транслирует на весь мир свои уроки по рисованию. В интернете она общается с многотысячной аудиторией и транслирует на весь мир, про то как ужасно в Белоруссии, как она не любит своего президента и радуется тому, что вытворил мэр Риги с флагом Белоруссии, говорит, что она фанат другого флага. В своих постах в инстаграме несёт в мир неприемлемые вещи, разжигая изнутри страны хаос, ненависть к стране Белоруссия и главное её слушают на её онлайн уроках тысячи людей из разных стран, подписаны на неё более 20ти тысяч человек. Я считаю, что такое поведение гражданки страны Белоруссии неприемлемы. Если она живёт в стране, то должна уважать флаг государства, президента и само государство, а если ей там так плохо и все не нравится, то таким людям надо предложить покинуть страну. Проверить, на сколько она правильно платит налоги и насколько её бизнес «ВсемАрт» официальный, потрясти её, чтобы она замолчала и немного поуняла свой пыл и ненависть к священным вещам. Таких людей как А. БЕЛОУСОВА нельзя игнорировать, нужно вызывать их и разговаривать с ними, применяя необходимые меры по прекращению трансляции на весь мир апозиционных возгласов и сообщений. Сегодня на своём инстаграм канале (hanna_belousova) в истории она самолично снова на весь мир вещала о том как она поддерживает Европу и высказывалась негативно насчёт своего президента Белоруссии, уважаемого Александра Григорьевича Лукашенко. История исчезнет завтра во второй половине дня, но если принять своевременные меры, то можно сделать запись и вызвать эту женщину на разговор. В приложении высылаю фото её канала в инстаграме. Надеюсь, что такие апозиционеры не останутся безнаказаными или хотя-бы предупрежденными. Ведь если их количество будет расти и они будут безстрашны, то жалко будет смотреть, что может происходить в стране. Такие как Анна БЕЛОУСОВА и её муж сидят в новостройке, ничего особо не делая, с кучей свободного времени, вот и несут разную ерунду о своём президенте и государстве. А те люди, которые работают и всю жизнь работали не покладая рук любят свою страну и не хотят никаких перем, потому что у них нет времени на весь этот бред. Они не хотят, чтобы Белоруссия, стала второй Украиной. С уважением, Жанна Сашкевич».
Kontekst.lv выяснил, что Анна Белоусова, о которой идет речь в письме, действительно существует, и она на самом деле учит рисованию онлайн. Спустя месяц после этого доноса она переехала в Грузию, но мы не знаем точно, связаны ли эти факты между собой и повлиял ли донос на ее отъезд из Беларуси.